A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МАСТЕР — КЛАСС ПО ВОКАЛУ


Комаровская Евгения Вячеславна, педагог дополнительного образования
БОУ ДОД «ЦРТД и Ю «Амурский» ЦАО г. Омска

МАСТЕР — КЛАСС ПО ТЕМЕ «Раскрытие потенциала вокального звука в условиях творческой лаборатории голоса на примере традиционных плясовых песен»

Цель мастер-класса: сотрансляция возможностей творческой лаборатории голоса    в раскрытии потенциала вокального звука.
Задачи:
1. Продемонстрировать исполнение традиционных плясовых песен с    использованием возможностей лаборатории голоса.
2. Включить участников в процесс исполнения .
3. Создать ситуацию погружения участников в творческую лабораторию голоса.

Материалы, оборудование: распечатки текстов песен

Конспект занятия
I. Организационный этап.

Эпиграф (исполнение отрывка песни)
II. Подготовительный  этап.
— Голос — уникальный инструмент. С помощью голоса мы говорим, поем, плачем, смеемся. Он дан нам как уникальное свойство — выражать чувства и мысли, свой внутренний мир, свое «Я». Работая голосом, человек способен гармонизировать свое психоэмоциональное состояние, врачевать различные болезни души и тела, влиять и воздействовать на других людей…
Когда мы поем, в большей степени работа голосом сводится чаще всего к верной интонации, четкой артикуляции.
Можем ли мы быть столь категоричны, чтобы утверждать, что этими же требованиями ограничиваются исполнители традиционной песенной культуры?
Несомненно, и интонация, и чёткая артикуляция необходимы, но только ли это?
— На сегодняшний день существует масса авторских школ по работе с традиционным вокальным наследием. Не одно 10-летие работают профессиональные учебные заведения, готовя специалистов-вокалистов, руководителей народного хора, этнографических ансамблей.
Однако парадокс ситуации в современном этнографическом сообществе заключается в том, что профессионал часто выглядит бледнее, чем его коллега-любитель, не получивший специального профессионального образования.
— Есть такое понятие лаборатория голоса, которое представляет собой возможности голоса конкретного человека (его тембр, высота, кантилена, речевой темп, громкость, «вкрапления» в голос).
— В процессе мастер-класса мы попытаемся познакомить вас с вашей лабораторией голоса и создать условия для погружения в нее.

III.Основной этап.
И от слов, собственно, к делу.
1- Коллеги, сейчас мы с вами обратимся к скороговорке.
Какая первая ассоциация, связанная со скороговорками, возникает? (Это темп речи и четкая артикуляция).
-А давайте попробуем подключить в работу со скороговоркой эмоциональный компонент:
( радость, восторг, удивление, изумление)
а) На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Раз — дрова, два — дрова, три — дрова.
(огорчение, разочарование, тревога, обида)
б) Бык — тупогуб, тупогубенький бычок
У быка бела губа была тупа.
-А теперь попробуем сказать последнюю скороговорку в предлагаемых обстоятельствах. Представьте, что ваш ребёнок сел в автобус, который трогается с места. Двери начинают закрываться, а вам нужно успеть сообщить ему нечто очень важное.

2. Мастер-класс посвящен вокальному голосу, поэтому петь будем непременно.
-Песня «Пензенские припевки».
Текст песен у вас есть. Поясним, что припевки — это не совсем песни, это песенки, которые исполняются в вокально-речевой позиции.

(Ансамбль «Славяне» демонстрирует первые 3 куплета).

-Ваша главная задача — попробовать подпеть. В этой песне есть важный характерный элемент, вы наверняка его уловили. Теперь постарайтесь непринужденно его применить.

3. Песня «А кто ж у нас ранешенько на дворе?».
— Принцип этой песни в доступности и простоте текста. В эту песню можно легко войти, не зная его, достаточно иметь запевалу, который будет путеводителем по песне. Ваша задача — «идти» за запевалой. Мы продемонстрируем первые 2 куплета, а дальше подключаетесь вы.

4. Песня «Селезень».
— Ваша задача усложняется тем, что исполняя мелодию, вам придется некоторые фразы из текста подавать, эмоционируя. Обратите внимание на темп. Все песни, которые предлагаем к исполнению плясовые. В данной песне темп будет медленнее предыдущей, это обусловлено особенностями народной хореографии Белгородской области.

(Идет демонстрация с движением ансамбля «Славяне». Затем просим встать в круг участников мастер-класса).

— Обратите внимание на то, что петь быстрее не позволяют особенности телодвижения.

5.Песня «Ярмарка».
— Все имеют представление о том, что такое ярмарка. Попробуем сыграть эту песню. На Руси песни не пелись, а игрались. Этот момент игры включал актерское мастерство исполнителя, сообразно его темпераменту, особенностям голоса, внешности и возраста. Мы ее исполним от начала до конца.
— Ваша задача — при повторном исполнении включиться в процесс, а участники ансамбля будут вас направлять.

IV. Рефлексивный этап.
-Уважаемые коллеги, вот и подошёл к концу мастер-класс.
— Поделитесь, пожалуйста, вашим впечатлением, настроением.
-Что полезного сегодня вы для себя приобрели?

V.Итог:
— Вокальная традиция изначально от природы. Лаборатория голоса — такой же уникальный природный дар.
— Форма передачи вокального материала с использованием возможностей лаборатории голоса существенно обогащается.
— Мы намеренно сегодня не говорили об общепринятых «секретах» развития   вокального голоса: интонации, артикуляции, дыхании, тембровой окраски, потому что существует другая система приемов развития голоса, которая и позволяет певцам — любителям и самоучкам богаче и ярче играть песню, передавать полноту ее образа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

© 2021 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»